Ирак: зона свободного мошенничества или тактика коварного Вашингтона
Часто, оценивая итоги войны в Ираке, эксперты заявляют, что в отличие от успешного вторжения в Ирак, последующие годы оккупации были, во многом, провальными. При этом, как правило, вторжение и оккупация Ирака не рассматриваются в качестве частей единой стратегии «Шока и трепета», которая, по замыслу ее организаторов должна была создать на месте Ирака новую страну. Правда, при этом не оговаривалось, что делать с прежним Ираком, обладающим многовековой историей и уникальной культурой.
Однако, уже в первый день войны стало понятно, что тот Ирак, который существовал тысячелетия имеет мало шансов на сохранение того облика, который сформировался в нем до 2003 года.
Всего за один день по Ираку было выпущено 380 крылатых ракет «Томагавк». Для сравнения, в период первой войны в Заливе в 1991 г. за пять недель было выпущено всего 300 подобных ракет. С 20 марта 2003 г. до 2 мая 2003 г. на Ирак было сброшено 30 тысяч бомб и выпущено 20 тысяч управляемых ракет. По замыслу стратегов «Шока и трепета» под руководством Харлана Ульмана, это должно было не только принести тактическое военное превосходство армии, но и стать эффективным психологическим приемом – наряду с физическим уничтожением городов Ирака, Ирак «стирался» из представления людей. Людям начинало казаться, что такое количество взрывчатки должно было давно уничтожить всю страну.
По словам жителей Ирака, у них создавалось впечатление, что «кругом не осталось и клочка земли, где можно чувствовать себя в безопасности». Позже, к этому ощущению добавилось и отсутствие средств связи и телевидения, так как авиацией были уничтожены практически все телефонные станции, передающие антенны и электросеть. Позже, жители Ирака вспоминали, что отсутствие телекоммуникаций стало самым тяжелым психологическим испытанием первых месяцев войны, так как было невыносимо тяжело оставаться в абсолютном неведении о судьбе своих близких, друзей и родственников, не имея возможности связаться с ними или добраться к ним из-за авианалетов.
«Стирание» страны нанесло чудовищный урон культурному достоянию не только Ирака, но и всего ближневосточного региона. Не останавливаемое войсками оккупантов мародерство захлестнуло страну. Как писала газета Los Angeles Times, «сотни мародеров крушили древние керамические сосуды, опустошали витрины, набивая карманы золотом и древними вещами в Национальном музее Ирака, где были представлены памятники первой человеческой цивилизации. В результате, 80% из 170 тысяч бесценных экспонатов было утеряно».
Была уничтожена Национальная библиотека, хранившая все экземпляры книг и докторских диссертаций, когда-либо публиковавшихся в Ираке. Из Министерства по делам религии исчезли рукописные копии Корана тысячелетней давности. Как сказал по этому поводу археолог из Чикагского университета Макгуайр Гибсон, «это похоже на лоботомию. Устранена глубинная память всей культуры, культуры, существовавшей на протяжении тысячелетий». Еще более точно об этом говорили сами иракцы. «Мы потеряли наше национальное наследие», - говорил один из преподавателей из Багдада. А семидесятилетний Ахмад Абдуллах так заявил корреспонденту Washington Post: «Багдад – это мать арабской культуры, а они хотят стереть эту культуру с лица земли».
Такова была тактика Вашингтона: подвергнуть население шоку, лишить его воли к сопротивлению, не вмешиваться, когда ее культурные ценности расхищали мародеры, а после наводнить страну дешевыми бытовыми приборами и заграничной едой сомнительного качества. Эта тактика не нова и неоднократно применялась как в Латинской Америке в середине и второй половине XX столетия, так и в странах Азии. В случае с Ираком, все это заняло считанные недели.
Багдад полыхал в огне, остановилась добыча нефти, экономика страны замерла, а первое что сделал Пол Бремер, возглавивший оккупационные власти в Ираке – объявил страну «открытой для бизнеса» и открыл границы для ничем не ограниченного ввоза в Ирак продукции зарубежных (в основном китайских) производителей. Навстречу грузовикам, везшим музейные ценности Ирака покупателям в Сирию и Иорданию двигались целые караваны грузовиков, груженных китайскими телевизорами, DVD с американскими боевиками и тарелками спутникового телевидения. Тысячелетнюю культуру насильно заменяли культурой массового потребления. Именно это ознаменовало начало процессов, превративших Ирак в «зону свободного мошенничества»…
Продолжение следует.